В последние годы работа с одаренными
детьми выделяется в разряд приоритетных направлений. Это, конечно, не случайно:
век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения
интеллектуального потенциала страны. Для образовательного учреждения работа с
одаренными детьми – одно из условий формирования образовательного имиджа школы,
а также один из показателей результативности работы. Главная цель этой работы -
активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и
таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной
деятельности. Современный школьник сильно
отличается от своих сверстников конца XX века. Компьютер прочно вошёл в нашу
жизнь, и дети всё больше и больше времени проводят в виртуальном мире: игра
через Интернет, общение через Интернет, друзья в Интернете. У этой проблемы
есть как отрицательная сторона (ничто не может заменить живого общения), так и
положительная (возможности Интернета безграничны).
Электронный способ получения информации стал нормальной
составляющей жизни для ребят, а нам, педагогам, в новом учебном году необходимо
направить их желание работать за компьютером на достижение образовательных
целей и решение поставленных задач.
Все дети по-своему талантливы. Но в каждом образовательном учреждении есть группа
учащихся, которые являются гордостью школы – это претенденты на медаль,
участники предметных олимпиад, отличники и хорошисты. Как мы их называем
одаренные дети. С ними приходится работать по-особому.
Большую
роль в развитии одаренности детей
играют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Информационные
технологии позволяют по - новому использовать на уроках истории текстовую,
звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными
источниками информации. На собственном опыте обучения истории и
обществознания детей во внеурочное время можно сказать, что наиболее
эффективным в плане развития социальной, равно как и коммуникативной,
компетенции является использование интернета, применение мультимедийных обучающих
программ.
Одаренные
дети в большинстве своем индивидуалисты, предпочитают трудиться в одиночку,
поэтому в работе с ними я применяю в
основном индивидуальные формы работы, а часто и дистанционную форму обучения.
Как
информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие
информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя:
электронную почту
(e-mail);
телеконференции
(usenet);
видеоконференции;
skуpe;
возможность публикации
собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage) и
размещение ее на Web-сервере;
доступ к информационным
ресурсам:
справочные каталоги
(Yahoo!, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Galaxy);
поисковые системы (Alta Vista, HotBob, Open Text, WebCrawler, Excite);
разговор в сети (Chat).
Для получения оптимальных результатов такого вида
деятельности необходимо остановиться на некоторых проблемах, которые могут
возникнуть в ходе работы.
Учителя, интегрировавшие e-mail в
учебный процесс, отмечают недостаточную глубину содержания переписки.
Изначальная заинтересованность быстро проходит и учащиеся оказываются в
затруднительном положении, не зная о чем писать. Во избежание разочарования
необходимо обязательно соотнести данный вид работы с общим учебным планом и
нельзя пускать его на самотек. Например, можно предложить учащимся составить
исторический портрет личности определенного века и проанализировать его с друзьями по переписки
и на базе полученных результатов сделать
доклад в классе.
Но из своего опыта , я бы предложила лучше использовать
программу skype,
так как она дает больше возможности общаться с учащимися, а также быстро оказывать консультативные услуги.
Возможности
использования Интернет - ресурсов при работе огромны. Глобальная сеть Интернет
создаёт условия для получения любой необходимой учащимся информации,
находящейся в любой точке земного шара: архивный материал, новости , события ,
факты ,статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д.
Кроме этого , учащиеся
могут принимают участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых
по сети Интернет, переписываются со сверстниками из других городов,да и стран,
участвуют в чатах, видеоконференциях и т.д.
Особый интерес представляют виртуальные
проекты. Когда за несколько секунд
учащиеся оказываются в любой точке земного шара.( например, по Парижу) Интерактивное
путешествие по Лувру. Виртуальная экскурсия
Проанализировав несколько компьютерных программ по истории и обществознанию, а также сайтов
по изучению этих предметов, я сделала подборку
наиболее продуктивных. И вашему вниманию
хотелось бы представить
интернет-ресурсы, с помощью
которых мы добились хороших результатов на
республиканской олимпиаде по обществознанию( Моложина Олеся, ученица 9
класс заняла 2 место, а также средний балл по истории на ЕГЭ
составил 81,3 %.( средний балл по
республике - 62,32%)
Понамарева и Петрова Анастасия набрали свыше
80 баллов, а Филиппов Андрей набрал 100
баллов. Но и давайте познакомимся сайтами:
• history.rin.ru
- Сайт Российской Информационной Сети "История" на RIN.ru.
Имеются разделы: Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшая история (по
каждому разделу - страницы, карты, даты и события); общие разделы (загадки
истории, исторические личности и др).
• hrono.ru
- хронологические таблицы на сайте "Хронос". Начальная история
(до 3тыс. лет до н.э.). История IVв. до н.э. - ХХ век. Ежегодные подробные
хронологические таблицы по событиям и странам.
•
archaeology.ru
- Сайт "Археология.РУ" содержит обширную информацию по древним
племенам: авары, венеды, викинги, готы, гунны, кельты, скифы..., по
археологическим культурам, античной нумизматике. Лавка древностей. Библиотека.
Ссылки
•
www.vivl.ru
- Сайт"Всемирная история в лицах". Великие личности всех
времен и народов. Энциклопедический словарь "Государи и династии
зарубежной Европы
• warconflict.ru - Сайт "История войн и военных
конфликтов" - от древних времен до ХХ века.
ИСТОРИЯ РОССИИ
• avorhist.narod.ru
- Сайт "Русь Древняя и Удельная". В разделе
"Публикации" очень удобная библиотека по истории Руси с древнейших
времен до конца XVII века. В разделе "Источники" - Библия, Геродот,
Лев Диакон, Жития святых и др. Раздел "Справочные материалы" -
Словарь-указатель имен и понятий, краткий словарь агиографических терминов,
Жития, Биобиблиографический словарь.
• history.ru
- "Мультимедийный учебник по истории России" от Рюрика до
наших дней.
• old-rus.narod.ru
- "Антология Древнерусской литературы" -
историко-литературный сайт. Кроме древнерусских текстов еще: Словарь
древнерусского языка; Кириллица; Исторические карты; Русский хронограф
(хронологическая таблица исторических событий от Vв. до 1700г.); Великие князья
и цари (хронологическая таблица); Архитектура древней Руси; Русская икона;
Русские святые; Русские митрополиты; Русские Патриархи; Устройство
православного храма; Органы власти России XVI-XVIIвв.; Старинные служилые чины
и звания; Русские праздники, Древние русские имена; Русская одежда и быт;
Русская система мер; Древняя русская кухня и др.
• all-photo.ru - Российская Империя в
фотографиях. Подборка из почти 2 тысячи уникальных фотографий,
систематизированных по 37 разделам (регионы, учреждения, войны, церкви,
промышленность, архитектура, усадьбы и др.).
• krieg.wallst.ru
- Сайт "Противостояние". Великая Отечественная война.
Сражения. Силы сторон. Оружие. Производство. Структура.
• armor.kiev.ua
- Cайт "Анатомия армии" , на котором представлены униформа,
воинские звания, знаки различия, тактика русской армии 18 - нач. 20 века,
советской армии. Много материала по военной истории.
Интернет-
ресурсы для подготовки к олимпиадам
http://www.rosolymp.ru/ - Информационный портал
Всероссийской олимпиады школьников.
http://lomonosov.msu.ru/ - Сайт олимпиады школьников
«Ломоносов» на основных факультетах МГУ имени М.В. Ломоносова.
http://www.centrtalant.ru/ - Центр поддержки талантливой
молодёжи.
http://talant.perm.ru/ - Центр развития
одарённости
http://www.school2100.ru/school2100/marafon/
- Интеллектуальный марафон «Твои возможности»
http://www.umniki.ru/ -
интеллект-шоу "Умники и умницы".
http://piorme.narod.ru/olymp.htm-
олимпиадные задания прошлых лет. На этом сайте вы найдете
объявления и новости, касающиеся школьного историко-обществоведческого
образования, материалы к уроками и мероприятиям, олимпиадные задания районного
(городского) и республиканского уровней, учебные слайды, коллекции полезных
ссылок и многое другое.
Интернет-
ресурсы для подготовки к ЕГЭ и ГИА
http://konspekty.narod.ru/index-main.htm- архив конспектов по истории составитель А.М.Пушкарев
http://ricolor.org/history/- история в
красках
http://www.brave-on-ege.ru/data4.php-
хронологические таблицы по истории
http://istor222.ucoz.ru/publ- сайт учителя истории Алексеевой Т.А.
Вырастет ли из ребёнка
с признаками одарённости талантливая личность, зависит от множества причин. Немаловажную
роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально
благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать
творческую деятельность одарённых детей, что мы
и пытаемся сделать на своих уроках.
Задача учителя состоит в том, чтобы выбрать
такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность,
своё творчество, но в то же время нужно помочь одаренному ребенку вовремя
выявить свой талант, а не закопать его в землю.
-
|